Здравствуйте. Чтобы не быть многословным, я советую вам почитать одну книгу:
"Маккей, Фаннинг: Самооценка. Проверенная программа когнитивных техник для улучшения вашего самоуважения"
В этой книге самая последняя глава называется "Формирование самооценки ребенка". Там очень доступным языком описаны как раз то, о чём вы спрашиваете. И про дисциплину, и про то, как надо ребёнку что-то объяснять безоценочно. Какие санкции вводить, чтобы они не были чрезмерными, а были справедливы и влияли положительно. Главное помните, ребёнок всего лишь ребёнок, и осуждение его поведения (в т.ч. эмоциональное) ведёт его к непониманию. Основа воспитания - это не указания, а объяснение. Обижать людей плохо? Нет. Иначе мы критикуем. Но если обижать людей, то они перестанут общаться и будут относить к тебе негативно. Разницы критики и объяснения порой очень тонка. И нужно терпение, чтобы и самому находить причины и смысл своего воспитания, и чтобы правильно доносить до ребёнка.
Глава очень компактная, займёт максимум минут 30 прочтения. Но вот упражнения, которые там описаны, или попытка переложить это на свою жизнь, могут потребовать времени и ресурсов на размышления. Поэтому советую вам прочитать эту главу, а далее, я с удовольствием поучаствую с вами в обсуждение непонятных моментов или конкретных примеров из вашей жизни.
С книгой можете ознакомиться по ссылке, либо приобрести в книжном магазине.
https://disk.yandex.ru/i/a9eAvxDZBFmvhg